ЛЕЧЕНИЕ
НАРУШЕНИЙ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ У ПАЦИЕНТОВ В ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ИНСУЛЬТА.
В.П.Зыков, И.Б.Комарова, В.Г.Черкасов, И.Л.Степанищев
Введение. По результатам нашего исследования у 88,3% детей,
перенесших ишемический инсульт (ИИ), встречаются расстройства памяти и внимания
различной степени выраженности, снижающие школьную успеваемость и социальную
адаптацию.
Цель исследования: оценить эффективность нейропсихологического
тренинга (НПТ) в сочетании с энцефаболом при лечении постинсультных нарушений
памяти и внимания у детей.
Материал и методы. Обследованы 38 больных 7 – 15 лет, перенесших церебральный
ишемический инсульт, и 30 детей 7 – 15 лет, не имеющих неврологической
патологии. Время, прошедшее с момента последнего инсульта составило 4 мес. – 7
лет 3 мес. В зависимости от используемой терапии больные разделены на 2 группы.
Группа 1 (n=15) – пациенты, у которых применялся
нейропсихологический тренинг. Во 2 группе (n=23) использовали НПТ в сочетании с энцефаболом в
дозе 500 мг/сут. Длительность курса составила 2 месяца. НПТ проводился
ежедневно родителями пациентов после предварительного инструктирования. Сеанс
составлял 40 минут. НПТ состоял из упражнений на заучивание и воспроизведение
слов, рисунков, предметов, смысловых фрагментов; обучение приемам запоминания;
упражнения на повышение внимания (проба Бурдона). Исследование памяти
осуществляли посредством пробы «10 слов», исследование внимания – при помощи
пробы Шульте. Эффективность терапии оценивали через 2 месяца терапии.
Результаты. У всех больных показатели памяти и внимания были
достоверно снижены по сравнению с нормальными возрастными значениями. Среднее
количество воспроизводимых слов при пятом предъявлении в пробе «10 слов»
составило 7,2 ± 1,14
при норме 9 – 10. Проба Шульте выполнялась за 112,7 ± 5,39 секунд при норме 76,8 ± 3,85 секунд. Через 2 месяца в 1 группе достоверной
положительной динамики функций внимания и памяти не отмечено. У пациентов 2 группы
выявлено достоверное увеличение количества воспроизводимых слов при пятом
предъявлении (D:
+1,08 слов vs «исходно»). В пробе Шульте
констатировано достоверное уменьшение времени выполнения задания (D: - 24,3 сек. vs «исходно»).
Заключение. Таким образом, нейропсихологический тренинг,
выполняемый родителями, в качестве монотерапии не оказывает влияния на память и
внимание. Комплексное воздействие, сочетающее нейропсихологический тренинг и
терапию энцефаболом, позволило повысить уровни кратковременной памяти и
внимания у больных, перенесших ишемический инсульт.