Главная страница

Публикации

 

ЛЕЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ У ПАЦИЕНТОВ В ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ИНСУЛЬТА.

В.П.Зыков, И.Б.Комарова, В.Г.Черкасов,  И.Л.Степанищев

Введение. По результатам нашего исследования у 88,3% детей, перенесших ишемический инсульт (ИИ), встречаются расстройства памяти и внимания различной степени выраженности, снижающие школьную успеваемость и социальную адаптацию.

Цель исследования: оценить эффективность нейропсихологического тренинга (НПТ) в сочетании с энцефаболом при лечении постинсультных нарушений памяти и внимания у детей.

Материал и методы. Обследованы 38 больных 7 – 15 лет, перенесших церебральный ишемический инсульт, и 30 детей 7 – 15 лет, не имеющих неврологической патологии. Время, прошедшее с момента последнего инсульта составило 4 мес. – 7 лет 3 мес. В зависимости от используемой терапии больные разделены на 2 группы. Группа 1 (n=15) – пациенты, у которых применялся нейропсихологический тренинг. Во 2 группе (n=23) использовали НПТ в сочетании с энцефаболом в дозе 500 мг/сут. Длительность курса составила 2 месяца. НПТ проводился ежедневно родителями пациентов после предварительного инструктирования. Сеанс составлял 40 минут. НПТ состоял из упражнений на заучивание и воспроизведение слов, рисунков, предметов, смысловых фрагментов; обучение приемам запоминания; упражнения на повышение внимания (проба Бурдона). Исследование памяти осуществляли посредством пробы «10 слов», исследование внимания – при помощи пробы Шульте. Эффективность терапии оценивали через 2 месяца терапии.

Результаты. У всех больных показатели памяти и внимания были достоверно снижены по сравнению с нормальными возрастными значениями. Среднее количество воспроизводимых слов при пятом предъявлении в пробе «10 слов» составило 7,2 ± 1,14 при норме 9 – 10. Проба Шульте выполнялась за 112,7 ± 5,39 секунд при норме 76,8 ± 3,85 секунд. Через 2 месяца в 1 группе достоверной положительной динамики функций внимания и памяти не отмечено. У пациентов 2 группы выявлено достоверное увеличение количества воспроизводимых слов при пятом предъявлении (D: +1,08 слов vs «исходно»). В пробе Шульте констатировано достоверное уменьшение времени выполнения задания (D: - 24,3 сек. vs «исходно»).

Заключение. Таким образом, нейропсихологический тренинг, выполняемый родителями, в качестве монотерапии не оказывает влияния на память и внимание. Комплексное воздействие, сочетающее нейропсихологический тренинг и терапию энцефаболом, позволило повысить уровни кратковременной памяти и внимания у больных, перенесших ишемический инсульт.

 

Hosted by uCoz