ОСОБЕННОСТИ
ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА ИШЕМИЧЕСКОГО ИНСУЛЬТА У ДЕТЕЙ.
В.П.Зыков, И.Б. Комарова, В.Г. Черкасов.
Введение. Особенности восстановительного периода ишемического
инсульта у детей в России изучены недостаточно. Между тем, наличие
неврологической симптоматики значительно влияет на качество жизни пациентов,
снижая их социальную адаптацию.
Цель исследования – изучить особенности восстановительного периода
ишемического инсульта у детей.
Материал и методы. Включены 25 больных в возрасте 6,5 мес. – 15 лет,
перенесших ишемический инсульт с 1998 г. по 2004 г. Для выявления клинической
симптоматики использовались: данные анамнеза, неврологический осмотр;
психометрическое тестирование по адаптированной методике А.Р.Лурия, оценка
внимания по таблице Шульте, оценка памяти в пробе «10 слов»;
электроэнцефалография.
Результаты. Двигательные нарушения отмечались у 8 (32%) больных
и были представлен гемипарезом (4 пациента), гиперкинезами (3 пациента),
мозжечковой атаксией (1 пациент). Двигательные нарушения характеризовались
относительно быстрым восстановлением в течение недель. Стойкие симптомы в виде
суставных контрактур зарегистрированы у 3 больных. Когнитивные нарушения
отмечены у 15 (60%) больных. Когнитивные расстройства были представлены речевыми
расстройствами (8 пациентов), нарушением памяти и внимания (у 7 пациентов), дискалькулией
(у 4 человек), дислексией и дисграфией (у 3 человек); диспраксией (у 2 детей), оптической
агнозией (у 2 детей), визуально-пространственными расстройствами и нарушением
мышления (у 2 детей), нарушением схемы тела (у 1 ребенка). В 85% случаев
когнитивные расстройства были впервые выявлены только при психометрическом
тестировании. Эмоциональные и волевые нарушения отмечались у 6 (24%) больных и
был представлен астеническими жалобами (у 4 детей), агрессивностью (у 1 ребенка),
эмоциональной лабильностью (у 2 детей), дисфорией (у 2 детей), апатией-абулией (у
1 ребенка), депрессией (у 1 ребенка). Сочетание нескольких расстройств отмечено
у 3 больных. Симптоматическая эпилепсия диагностирована у 4 (16%) больных, у
всех достигнута стойкая медикаментозная ремиссия. Тяжесть неврологических
нарушений в восстановительном периоде варьировала от незначительной, выявляемой
только при специальном обследовании и тестировании, до выраженной. Инвалидность
после перенесенного инсульта оформлена у 18 (50%) пациентов.
Заключение. Таким образом, в восстановительном периоде детского
ишемического инсульта выделены двигательные нарушения, когнитивные нарушения,
эмоционально-волевые нарушения и симптоматическая эпилепсия. Особенностью
двигательных нарушений отмечается относительно хорошее восстановление
неврологических функций. Преобладающими по частоте встречаемости являются
когнитивные расстройства, обычно недостаточно диагностирующиеся. Следствием
недостаточной диагностики когнитивных расстройств может являться неадекватная их
коррекция и, соответственно, нарушение школьной успеваемости и социальной
адаптации пациентов. Уровень инвалидизации (50% больных) является высоким, что
обусловливает необходимость улучшения не только реабилитационных мероприятий,
но и методов первичной и вторичной профилактики детских ишемических инсультов.