Главная страница

 

Публикации

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОСМОТРА.

Российская медицинская академия последипломного образования

 (ректор – проф. Л.К.Мошетова)

Кафедра неврологии детского возраста

(зав. – проф. В.П.Зыков)

В.П.Зыков, И.Б.Комарова

 

В последние годы отмечается значительный рост количества психоневрологических заболеваний среди детского населения России. Частота встречаемости неврологической патологии у детей в период с 1995 года по 1999 год выросла на 17,5% [4], в связи с чем актуально проведение обследования для ранней диагностики заболеваний нервной системы. Задачами нашего исследования были изучение особенностей неврологического статуса детей школьного возраста и разработка методики неврологического осмотра для массового обследования школьников.

Материал и методы. Было обследовано 115 учащихся (62 мальчика) общеобразовательных школ г.Москвы, из них 57 человек - школьники 5-х классов (средний возраст 11 лет) и 58 человек – школьники 10-х классов (средний возраст 15 лет). Использовались опрос детей и стандартный неврологический осмотр. Исследование проводилось в условиях школ в утренние часы вместо занятий. Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ “Statistica for Windows”. Для сравнения категоризованных величин использовался критерий Фишера.

Результаты и обсуждение. При опросе наиболее частыми были жалобы на эмоциональные нарушения (повышенная раздражительность, плаксивость, немотивированные смены настроения) – их предъявляли 50 (44,4%) детей. Жалобы на головокружение несистемного характера предъявляли 39 (34%) школьников, головные боли встречались у 27 (23,5%) детей, ухудшение самочувствия при перемене погоды отмечали 26 (22,6%) детей, жалобы на нарушения сна (такие как затрудненное засыпание, субъективно плохой ночной сон, затрудненное пробуждение, отсутствие бодрости после сна, повышенная дневная сонливость) предъявляли 15 (13%) детей. В анамнезе синкопальные состояния отмечались у 12 (10,4%) школьников, судороги – у 5 (4,35%) школьников, тикозные гиперкинезы и навязчивости встречались у 7 (6%) детей. Основные жалобы обследованных школьников представлены на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1. Основные жалобы школьников, выявленные при неврологическом обследовании.

 

При неврологическом осмотре выявлено, что наиболее часто встречалась индивидуальные особенности со стороны черепных нервов: слабость конвергенции, недоведение глазных яблок кнаружи, установочной горизонтальный нистагм – у 77 (67%) детей; легкая асимметрия лицевой мускулатуры – у 28 (24%) детей; легкая девиация языка – у 42 (36,5%) человек. Также определялись рефлексы орального автоматизма: хоботковый рефлекс – у 18 (16%) и рефлекс Маринеску-Радовичи – у 14 (12,2%) детей. У 60 (52,2%) школьников выявлялась сухожильная гиперефлексия и у 27 (23,5%) детей - повышенная мышечная возбудимость при исследовании симптома Хвостека. Довольно часто встречались легкие координаторные расстройства, главным образом выявляемые в сенсибилизированных пробах. Так, нарушение равновесия в усложненной пробе Ромберга отмечалось у 53 (46%) человек, у 47 (41%) детей отмечались те или иные нарушения при ходьбе по линии назад, интенция или промахивание при выполнении пальценосовой пробы выявлялись у 22 (19%) школьников. Нарушения в пробе на диадохокинез встречались у 25 (22%) детей и были представлены в основном нарушениями ритма или темпа движений. У значительной части обследованных школьников отмечены вегетативные расстройства: повышенная потливость ладоней, стоп, аксиллярных областей встречалась у 71 (62%) ребенка, нарушения дермографизма - у 37 (32%) детей. При этом у 26 (22,6%) гипергидроз ладоней и стоп, нарушения дермографизма сочетались с метеочувствительностью, жалобами на периодические головные боли, эмоциональными расстройствами; у 12 (10,4%) - с метеочувствительностью и пре- и/или синкопальными состояниями.

При дифференцированном анализе неврологической симптоматики у обследованных детей выявлено, что координаторные нарушения в 1,5 – 3 раза чаще встречались у учащихся 5-х классов. Достоверно чаще у них по сравнению с десятикласниками отмечались: неустойчивость в позе Ромберга, особенно в ее усложненном варианте; пошатывание при ходьбе по линии вперед; пошатывание, отклонение от линии, вспомогательные установки рук при ходьбе по линии назад; легкая интенция при выполнении пальце-носовой пробы; избыточность движений, нарушение ритма, нарушение темпа в пробе на диадохокинез (таблица 1).

Таблица 1.

Нарушения координации движений у обследованных детей.

 

Показатель

Школьники 5 классов,

n = 57

Школьники 10 классов,

n = 58

Неустойчивость в позе Ромберга

2 (3,5%)

1 (1,7%)

Неустойчивость в усложненной позе Ромберга

30 (52,6%)*

23 (39,7%)

Ходьба по линии вперед

Пошатывание

17 (30%)*

7 (12%)

Вспомогательная установка рук

3 (5,3%)

3 (5,2%)

Ходьба по линии назад

Пошатывание

25 (44%)*

13 (22,4%)

Отклонение от линии

8 (14%)*

4 (6,9%)

Вспомогательная установка рук

17 (29,8)*

13 (22,4%)

Пальце-

носовая проба

Интенция

16 (28%)*

6 (10,3%)

Промахивание

4 (7%)

3 (5,2%)

Проба на

диадохокинез

Избыточность движений

11 (19,3%)*

5 (8,6%)

Нарушение ритма

20 (35%)*

5 (8,6%)

Нарушение темпа

15 (26,3%)*

7 (12%)

·                    - p < 0.05  в сравнении с соответствующим показателем в группе десятиклассников

 

Невротические и вегетативные симптомы чаще наблюдались среди учащихся 10-х классов, у которых доминировали жалобы на головную боль, связанную с умственной нагрузкой, ухудшение самочувствия при перемене погоды, на эмоциональные нарушения, расстройства сна, головокружение, обморочные состояния, (таблица 2).

Таблица 2.

Невротические и вегетативные симптомы у обследованных детей.

 

Симптомы

Школьники 5 классов,

n = 57

Школьники 10 классов,

n = 58

Головная боль

8 (14%)

19 (32,8%)*

Метеочувствительность

11 (19,3%)

15 (26%)*

Эмоциональные нарушения

20 (35%)

31 (54%)*

Нарушения сна

6 (10,5%)

9 (15,5%)*

Головокружение

15 (26,3%)

24 (41,4%)*

Гипергидроз

26 (45,6%)

45 (78%)*

Обморочные состояния

3 (5,3%)

9 (15,5%)*

 

По результатам проведенного исследования были выделены следующие группы детей. Первая группа, 12 человек (10,4%) – это дети, не имеющие неврологической патологии на момент обследования. Вторая группа, 65 человек (56,8%) - это дети, у которых в неврологическом статусе были выявлены особенности, не требующие наблюдения. Третья группа, 24 человека (20,8%) - это дети с неврологической симптоматикой, требующей дополнительного обследования. Сюда были отнесены необследованные школьники с жалобами на головные боли, с выраженными вегетативными расстройствами, синкопальными состояниями неясного генеза. Четвертая группа, 14 человек (12%) - это дети, при обследовании которых была выявлена неврологическая патология, требующая наблюдения и(или) лечения. В эту группу были отнесены дети с судорогами, тикозными гиперкинезами, головными болями и вегетативными расстройствами, требующими коррекции, школьники, перенесшие черепно-мозговую травму за последний год. Группы детей, выделенные по результатам неврологического осмотра, представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Группы детей, выделенные по результатам неврологического осмотра.

 

Первые две группы школьников – это дети, не нуждающиеся в наблюдении невропатолога. Они составили 67,2% от общего числа обследованных детей. Третья и четвертая группы – это 32,8% школьников, имеющих ту или иную неврологическую патологию и нуждающихся в дополнительном обследовании или лечении у невролога. На самом деле, по результатам нашего исследования, проходят обследование или лечатся у невропатолога всего 14,8% детей.

Таким образом, по данным проведенного исследования, у большинства (89,6%) детей школьного возраста отмечается неврологическая симптоматика в виде нарушений координации движений, выявляемых главным образом в сенсибилизированных пробах, различных вегетативных расстройств. У школьников пятых классов чаще отмечаются координаторные нарушения, в то время как у десятиклассников более выражены вегетативные расстройства. Большая представленность координаторных растройств у детей 10 – 11 лет по сравнению со старшеклассниками, по-видимому, может быть связана с возрастными особенностями становления координации движений. По данным Бажева К.А.(1999 г.), развитие координации у здоровых детей, с одной стороны, прямо пропорционально зависит от возраста, а с другой, носит гетерохронный характер с четко выраженными фазами улучшения и ухудшения. Показано, что в возрасте 10 - 11 лет отмечается относительное ухудшение координаторной функции [1].

Наши результаты, касающиеся большей распространенности вегетативных нарушений у детей пубертатного возраста, совпадают с данными других исследователей [2, 3, 5, 6].

Таким образом, по данным проведенного исследования 32,8% школьников (дети с головными болями, синкопальными состояниями, тикозными гиперкинезами, судорогами, черепно-мозговой травмой в анамнезе) нуждаются в дополнительном обследовании и лечении, что более чем в два раза превышает число детей, находящихся под наблюдением у невролога. Этот факт подтверждает актуальность профилактических и диспансерных осмотров в школах. Результаты осмотров целесообразно обсуждать с педагогами для коррекции школьной нагрузки. С целью исключения фактора усталости оптимальным является проведение исследования в утренние часы вместо занятий. Для получения более объективных сведений о состоянии здоровья можно рекомендовать участие родителей в осмотрах или знакомство с амбулаторными картами детей.

Литература

1.                       Бажев К.А. Онтогенетическое обоснование методики лечебной физкультуры, направленное на развитие системы координации движений у детей. Автореф. дисс. …канд. мед. наук. – М.,1999. – 28 с.

2.                       Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. Т.1. – М.: Медицина, 1987, 448 с.

3.                       Вейн А.М. Вегетативные расстройства. – М.: Медицинское информационное агенство, 1998, 750 с.

4.                       Население России 2000 г. Восьмой ежегодный демографический доклад. Ред. Вишневский А.Г. – М. «Университет», 2001 г.

5.                       Шварков С.Б., Вейн А.М., Ковров Г.В., Посохов С.И. Эпидемиология вегетативных нарушений у московских школьников. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова, 1993, Т.93, №6, с. 59 – 61.

6.                       Шварков С.Б. Синдром вегетативной дистонии у детей и подростков. Дисс. … докт. мед. наук. М., 1993

 

 

Hosted by uCoz