Главная страница

Публикации

 

МЕТОД АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ

В ЛЕЧЕНИИ ТИКОЗНЫХ ГИПЕРКИНЕЗОВ И СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ.

 

Зыков В.П. Иванов Л.Б. Будкевич А.В.

Тикозные гиперкинезы являются одной из актуальных проблем современной невропатологии поскольку частота встречаемости их среди детского населения , по данным  разных авторов, составляет  6% [6,7].

При изучении проблемы тиков особое внимание уделяется не только купированию     тикозных гиперкинезов,  но и лечению сопутствующих психических расстройств, так как именно последние определяют качество жизни больного, степень его адаптации и социальной реабилитации. У многих пациентов, страдающих тиками, наблюдаются различные психопатологические состояния . Так, рядом авторов  выявлена прямая взаимосвязь между степенью выраженности гиперкинетических расстройств и сопутствующих им поведенческих нарушений. Гиперкинезы у детей часто сочетаются с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) [1]. Нередко, начальные симптомы СДВГ предшествуют развитию тикозных расстройств [4]. У 50-75% больных с синдромом Жиль де ла Туретта имеются проявления, соответствующие критериям синдрома дефицита внимания и гиперактивности [3]. Природа взаимосвязи между этими двумя синдромами изучена недостаточно. До сих пор не решен вопрос, является ли СДВГ следствием тикозных расстройств, либо сопутствующим нарушением.

В течение последних десятилетий за рубежом предпринимаются попытки использования метода аудиовизуальной стимуляции (АВС) в терапии СДВГ. Технология АВС - воздействие с помощью мерцающего света и звука с частотой в диапазоне биоэлектрической активности мозга [5].   H.Russell (1991) исследовал положительное влияние метода АВС с частотой бета-ритма на позновательные функции детей, страдающих СДВГ [5]. Л.Б.Иванов (2000) отметил положительное влияние метода аудиовизуальной стимуляции на познавательные функции и характер ЭЭГ  детей с синдромом дефицита внимания  и гиперактивности. При этом  происходило улучшение корковой ритмики по данным спектрального анализа мощности ЭЭГ [2].

Группа  пациентов, которым проводилась терапия методом АВС составила 27 человек (4 девочки и 23 мальчика). Из них синдром Туретта диагностирован у 10, распространенный тик - у 10,   локальный тик -  у 7  больных. Основным критерием отбора больных явилось наличие у них СДВГ. Проводилось 10 сеансов АВС в режиме 8-12 Гц.  Проведение данного метода проводилось в горизонтальном положении пациента в течение 20 минут. В связи с этим метод АВС проводился у детей старше 6 лет. На момент лечения данным методом больные не получали медикаментозной терапии по поводу тиков.

 Для оценки эффективности терапии использовался подсчет тиков за 20 минут до и после лечения. Для диагностики СДВГ использовались диагностические критерии  синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по DSM-IV до начала лечения и через1 месяц после лечения. Для исследования  свойств памяти ( динамика процесса запоминания, объем, продуктивность) использовались методики «10 слов» А.Р.Лурии , для анализа свойств внимания (произвольность внимания, удержание инструкции) использовалась методика Л.Красильниковой «Да» и « Нет» не говорите». Данные методики проводились до и после курса АВС.  Эффективность терапии методом АВС оценивалась также по электроэнцефалографическим параметрам.

После проведения курса АВС клинически положительный результат в виде уменьшения количества тиков на 39,6%   установлен у 7 больных страдающих распространенными тиками и на 68,2% у больных с локальными тиками. Уменьшения  тикозных гиперкинезов не отмечалось у пациентов с синдромом Туретта у    3 больных  с распространенными тиками с серийно-статусным  течением заболевания и  отягощенной наследственностью  по тикам.  После терапии  методом АВС отмечено также положительное влияние на СДВГ. При проведении тестов на внимание и память до лечения методом АВС получены следующие результаты:  при проведении методики Лурии «10 слов» нормальный тип кривой выявлен у 12 (44,4%) больных, у 11 (40,7%) детей – ригидный и у 4 (14,8%) пациентов – нисходящий; при проведении методики Л.Красильниковой «Да» и « Нет» не говорите» высокий уровень результатов отмечен у 2 (7,4%) детей, средний уровень - у 14 (51,8%) больных и низкий уровень у 11 (40,7) пациентов. Таким образом, полученные результаты показали изменение внимания у 92,6% , а  памяти у 55,6% больных страдающих тикозными гиперкинезами и СДВГ. После терапии методом АВС отмечена положительная динамики в выполнении тестов на внимание и память  у  13 больных (48,1%). У 16 (59,2%) больных через 1 месяц после курса лечения отмечено уменьшение от 2 до 5 симптомом гиперактивности, импульсивности и нарушения внимания согласно критериям диагностики  СДВГ  DSM-IV.  

После курса АВС зарегистрирована  также положительная динамика в ЭЭГ картине пациентов. До лечения данным методом изменения в электроэнцефалографической картине наблюдались у 23 детей.   Умеренная дезорганизация основного коркового ритма регистрировалась у  9 (33,3%) больных, выраженная дезорганизация – у 11 (40,7%) детей, дизритмические проявления – у 3 (11,1%) и относительно сохранный корковый ритм – у 4(14,8%) пациентов.  Патологические виды активности в виде вспышек острых волн незначительно выше или на уровне фоновой записи встретились у 21 (77,7%) детей. 

После лечения при визуальной оценке нативной ЭЭГ отмечалась  тенденция к лучшей организации основного ритма у 17 больных., снижение выраженности частоты и амплитуды острых волн регистрировалось  у 11 больных. При спектральном анализе выявлен  рост мощности пика доминирующей частоты в среднем на 12,3 ∆% у 8 больных.  Сужение диапазона основного ритма зарегистрировано у 7 больных. Смещение доминирующей частоты в сторону ускорения, где за достоверное учитывалось смещение не менее 0,5 Гц,  отмечено у 9 больных, что совпало с выраженным клиническим улучшением у 4 пациентов.

Анализ когерентности выявил особенности интегративного состояния мозга у 23 (85,2%). По внутриполушарным парам  у 5 больных выявлялась асимметрия показателей средней когерентности между парами Fp1-Т3 и Fp2-Т4 и составила 24,2%. Также при когерентном анализе по внутриполушарным парам выявлено нарушение переднезаднего соотношения величин когерентности. У 9 (36,4%) больных отмечено сглаживание переднезаднего соотношения (снижение в передних отделах и повышение в задних), а у 2 больных отмечена инверсия переднезаднего соотношения. Исследование уровня средней когерентности по межполушарным связям выявило снижение уровня когерентности в парах Fp2 - Fp1 и F4-F3 у 13 (48,1%) больных, У 16 (59,3%) больных отмечалось увеличение величин когерентности в парах С4-С3 и Р4-Р3  в среднем до 0,57±0,02 и 0.52±0,01 соответственно. У 7 (25,9%) больных выявлено снижение средней межполушарной когерентности в среднем в парах С4-С3 и  Р4-Р3 . При когерентном анализе ЭЭГ после курса АВС  отмечалось внутриполушарно – тенденция к нормализации переднезаднего соотношений у 6 больных. Значения средней  когерентности по средним межполушарным связям выявили тенденцию к снижению уровня интеграции  в теменно-центральных отделах  и повышение в лобных отделах у 7 больных.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об  эффективности применения  метода   АВС в  лечении детей, страдающими тикозными гиперкинезами и синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

 

Литература:

1.      Зыков В.П. Тики детского возраста. М 2002 С.63.

2.      Иванов Л.Б. Прикладная компьютерная электроэнцефалография. М. 2000. С.251.

3.      Коффи Б, Р. Шейдер Тик. Психиатрия. Под редакцией Р. Шейдера. Пер. с англ. – М., Практика, 1998. – 485 с.

4.      Осипчик С.И. Клиническая  дифференциация гиперактивности у детей. Здравоохранение МЗ Респ. Беларусь.1996. 25-26 с.

5.      Hutchison M/ quartery newsletter about the latest advances in human potential technology. P.O. Box 2744. Sausalito, CA 94966, (415) 332-333.

6.      Leckman J.F.,Peterson B.S., Anderson G.M. Patogenesis of Tourette's syndrome.//J.Child.Psichol.Psychiat.1997.Vol.38.P.119-142.

7.      Shapiro А.К., Shapiro E.K. Tic Disorders.-J. Am. Med. Ac soc. 1981. 245. p 1583-1585.

 

Hosted by uCoz