МЕТОД АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ
В ЛЕЧЕНИИ ТИКОЗНЫХ ГИПЕРКИНЕЗОВ И СИНДРОМА ДЕФИЦИТА
ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ.
Зыков В.П.
Иванов Л.Б. Будкевич А.В.
Тикозные
гиперкинезы являются одной из актуальных проблем современной невропатологии
поскольку частота встречаемости их среди детского населения , по данным разных авторов, составляет 6% [6,7].
При изучении проблемы
тиков особое внимание уделяется не только купированию тикозных гиперкинезов, но и лечению сопутствующих психических
расстройств, так как именно последние определяют качество жизни больного,
степень его адаптации и социальной реабилитации. У многих пациентов, страдающих тиками, наблюдаются различные
психопатологические состояния . Так, рядом авторов выявлена прямая взаимосвязь между степенью
выраженности гиперкинетических расстройств и сопутствующих им поведенческих
нарушений. Гиперкинезы у детей часто
сочетаются с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) [1]. Нередко,
начальные симптомы СДВГ предшествуют развитию тикозных расстройств [4]. У
50-75% больных с синдромом Жиль де ла Туретта имеются проявления,
соответствующие критериям синдрома дефицита внимания и гиперактивности [3].
Природа взаимосвязи между этими двумя
синдромами изучена недостаточно. До сих пор не решен вопрос, является ли СДВГ
следствием тикозных расстройств, либо сопутствующим нарушением.
В течение
последних десятилетий за рубежом предпринимаются попытки использования метода
аудиовизуальной стимуляции (АВС) в терапии СДВГ. Технология АВС - воздействие с
помощью мерцающего света и звука с частотой в диапазоне биоэлектрической
активности мозга [5]. H.Russell (1991)
исследовал положительное влияние метода АВС с частотой бета-ритма на позновательные
функции детей, страдающих СДВГ [5]. Л.Б.Иванов (2000) отметил положительное
влияние метода аудиовизуальной стимуляции на познавательные функции и характер
ЭЭГ детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. При этом происходило улучшение корковой ритмики по
данным спектрального анализа мощности ЭЭГ [2].
Группа пациентов, которым проводилась терапия
методом АВС составила 27 человек (4 девочки и 23 мальчика). Из них синдром
Туретта диагностирован у 10, распространенный тик - у 10, локальный тик - у 7
больных. Основным критерием отбора больных явилось наличие у них СДВГ.
Проводилось 10 сеансов АВС в режиме 8-12 Гц.
Проведение данного метода проводилось в горизонтальном положении
пациента в течение 20 минут. В связи с этим метод АВС проводился у детей старше
6 лет. На момент лечения данным методом больные не получали медикаментозной
терапии по поводу тиков.
Для оценки эффективности терапии использовался
подсчет тиков за 20 минут до и после лечения. Для диагностики СДВГ использовались
диагностические критерии синдрома
дефицита внимания с гиперактивностью по DSM-IV до начала
лечения и через1 месяц после лечения. Для исследования свойств памяти ( динамика процесса
запоминания, объем, продуктивность) использовались методики «10 слов» А.Р.Лурии
, для анализа свойств внимания (произвольность внимания, удержание инструкции)
использовалась методика Л.Красильниковой «Да» и « Нет» не говорите». Данные
методики проводились до и после курса АВС.
Эффективность терапии методом АВС оценивалась также по
электроэнцефалографическим параметрам.
После
проведения курса АВС клинически положительный результат в виде уменьшения
количества тиков на 39,6% установлен у
7 больных страдающих распространенными тиками и на 68,2% у больных с локальными
тиками. Уменьшения тикозных гиперкинезов
не отмечалось у пациентов с синдромом Туретта у 3 больных
с распространенными тиками с серийно-статусным течением заболевания и отягощенной наследственностью по тикам.
После терапии методом АВС
отмечено также положительное влияние на СДВГ. При проведении тестов на внимание
и память до лечения методом АВС получены следующие результаты: при проведении методики Лурии «10 слов»
нормальный тип кривой выявлен у 12 (44,4%) больных, у 11 (40,7%) детей – ригидный
и у 4 (14,8%) пациентов – нисходящий; при проведении методики Л.Красильниковой
«Да» и « Нет» не говорите» высокий уровень результатов отмечен у 2 (7,4%)
детей, средний уровень - у 14 (51,8%) больных и низкий уровень у 11 (40,7)
пациентов. Таким образом, полученные результаты показали изменение внимания у
92,6% , а памяти у 55,6% больных
страдающих тикозными гиперкинезами и СДВГ. После терапии методом АВС отмечена
положительная динамики в выполнении тестов на внимание и память у 13
больных (48,1%). У 16 (59,2%) больных через 1 месяц после курса лечения
отмечено уменьшение от 2 до 5 симптомом гиперактивности, импульсивности и
нарушения внимания согласно критериям диагностики СДВГ DSM-IV.
После курса АВС
зарегистрирована также положительная
динамика в ЭЭГ картине пациентов. До лечения данным методом изменения в
электроэнцефалографической картине наблюдались у 23 детей. Умеренная дезорганизация основного коркового
ритма регистрировалась у 9 (33,3%)
больных, выраженная дезорганизация – у 11 (40,7%) детей, дизритмические
проявления – у 3 (11,1%) и относительно сохранный корковый ритм – у 4(14,8%)
пациентов. Патологические виды
активности в виде вспышек острых волн незначительно выше или на уровне фоновой
записи встретились у 21 (77,7%) детей.
После лечения
при визуальной оценке нативной ЭЭГ отмечалась
тенденция к лучшей организации основного ритма у 17 больных., снижение
выраженности частоты и амплитуды острых волн регистрировалось у 11 больных. При спектральном анализе
выявлен рост мощности пика доминирующей
частоты в среднем на 12,3 ∆% у 8 больных.
Сужение диапазона основного ритма зарегистрировано у 7 больных. Смещение
доминирующей частоты в сторону ускорения, где за достоверное учитывалось
смещение не менее 0,5 Гц, отмечено у 9
больных, что совпало с выраженным клиническим улучшением у 4 пациентов.
Анализ
когерентности выявил особенности интегративного состояния мозга у 23 (85,2%).
По внутриполушарным парам у 5 больных
выявлялась асимметрия показателей средней когерентности между парами Fp1-Т3 и Fp2-Т4 и
составила 24,2%. Также при когерентном анализе по внутриполушарным парам
выявлено нарушение переднезаднего соотношения величин когерентности. У 9
(36,4%) больных отмечено сглаживание переднезаднего соотношения (снижение в
передних отделах и повышение в задних), а у 2 больных отмечена инверсия
переднезаднего соотношения. Исследование уровня средней когерентности по
межполушарным связям выявило снижение уровня когерентности в парах Fp2 - Fp1 и F4-F3 у 13 (48,1%)
больных, У 16 (59,3%) больных отмечалось увеличение величин когерентности в
парах С4-С3 и Р4-Р3 в среднем до
0,57±0,02 и 0.52±0,01 соответственно. У 7 (25,9%) больных выявлено снижение
средней межполушарной когерентности в среднем в парах С4-С3 и Р4-Р3 . При когерентном анализе ЭЭГ после
курса АВС отмечалось внутриполушарно –
тенденция к нормализации переднезаднего соотношений у 6 больных. Значения
средней когерентности по средним
межполушарным связям выявили тенденцию к снижению уровня интеграции в теменно-центральных отделах и повышение в лобных отделах у 7 больных.
Таким образом,
полученные результаты свидетельствуют об
эффективности применения метода АВС
в лечении детей, страдающими тикозными
гиперкинезами и синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Литература:
1.
Зыков В.П. Тики
детского возраста. М 2002 С.63.
2.
Иванов Л.Б. Прикладная компьютерная
электроэнцефалография. М. 2000. С.251.
3.
Коффи Б, Р. Шейдер Тик.
Психиатрия. Под редакцией Р. Шейдера. Пер. с англ. – М., Практика, 1998. – 485
с.
4.
Осипчик С.И.
Клиническая дифференциация
гиперактивности у детей. Здравоохранение МЗ Респ. Беларусь.1996. 25-26 с.
5. Hutchison M/ quartery newsletter about the latest advances in human
potential technology.
6.
Leckman J.F.,Peterson B.S., Anderson G.M. Patogenesis
of Tourette's syndrome.//J.Child.Psichol.Psychiat.1997.Vol.38.P.119-142.
7.
Shapiro А.К., Shapiro E.K. Tic Disorders.-J. Am. Med. Ac soc.
1981. 245. p 1583-1585.